Страница обновлена 13.07.2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Красноткацкая средняя школа" Ярославского муниципального района

Страница обновлена 13.07.2017
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Красноткацкая средняя школа" Ярославского муниципального района

Юнга Владимир Иванов

Приказ Наркома ВМФ адмирала Н.Кузнецова от 25 мая 1942 года был по-военному краток и категоричен: «В целях создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации, требующих длительного обучения и практического плавания на кораблях ВМФ, к 1 августа 1942 года сформировать при Учебном отряде Северного флота школу юнг ВМФ со штатной численностью переменного состава 1500 человек с дислокацией на Соловецкие острова. Плановые занятия начать с 1 сентября…»

Среди 74 подростков, которых послала Ярославская земля в первый набор Соловецкой школы юнг, находился и Владимир Иванов, родом из обычной крестьянской семьи, жившей в Красных Ткачах. Хотя Владимиру к этому времени ещё и шестнадцати лет не исполнилось, он уже успел изведать первые тяготы войны и внести некоторую толику в защиту Отечества, участвуя в строительстве оборонительных сооружений на Калининском фронте. Отправляя группу подростков под Старую Руссу, в поселковом совете сказали, что через неделю-другую они вернутся домой.

– Привезли нас в лес и объявили: устраивайтесь, здесь будете жить и копать противотанковые траншеи. А кругом никаких строений, даже землянок или шалашей нет. Нарубили лапника и легли спать. А ночью пошёл дождь… – вспоминает сегодня Владимир Александрович. – Потом кое-как обустроились. Вместо недели пробыли мы там больше двух месяцев. Ни разу не помылись за это время, негде было. Бельё тоже не меняли – рассчитывая на неделю, не взяли с собой запасную смену. Обовшивели все, стыдно было домой возвращаться. Но оборонительные сооружения мы всё-таки построили!

Вернувшись домой, Владимир Иванов поступил было в школу ФЗУ при фабрике «Красные ткачи», решил освоить специальность слесаря. Но вдруг узнал: в сельсовете комплектуют добровольцев в отряд для отправки на учёбу в школу юнг. Стать военным моряком – это желание тотчас овладело всеми помыслами недавнего школьника. Он успешно прошёл первый мед осмотр (потом будут и последующие) и был зачислен в группу из 9 красноткатцев, пожелавших отправиться в Соловки.

Их сразу предупредили: «Там, куда вы поедите, будет трудно. В первое время даже очень трудно. Ничего готового для вас нет – ни жилья, ни учебных классов. Всё придётся строить и оборудовать самим. Каждый ли из вас готов преодолеть эти трудности? Ещё не поздно остаться, никто вас за это не осудит. Подумайте как следует…»

Не отказался от учёбы в школе юнг ни один. Уже перед самой отправкой выстроив добровольцев, командир отряда снова сказал о больших трудностях, которые ждут впереди, потом скомандовал:

– Желающие остаться, два шага вперёд! Ма-арш!

Строй не шелохнулся. Вот такие оказались ребята – ничего не боялись.

А испытания на их долю выпали действительно тяжёлые. В суровом и пустынном северном краю мальчишки валили вековой лес, корчевали пни, долбили гранитные плиты, ворочали камни-валуны. Если какой-то валун оказывался слишком большим, не под силу мальчишеским мышцам, разводили возле него большой костёр, а потом лили воду на раскалённый камень. Валун трескался на куски, его убирали по частям.

 

В общем, своими руками, в короткий срок построили юнги школу, а также баню, столовую, пекарню, клуб, оборудовали жилые помещения. Часть первого набора разместилась в землянках. Но как бы то ни было, 1 сентября 1942 года, в точном соответствии с приказом Наркома, приступили к занятиям, а 7 ноября учащиеся приняли присягу – торжественную клятву на верность Родине.

 

Потекли напряжённые дни учёбы. С самого начала пребывания на Соловках юнги стали подчиняться строгой воинской дисциплине. Они «зубрили» уставы, занимались строевой подготовкой – чеканили шаг, несли караульную службу, дежурили по камбузу. А ещё принимали участие в боевых операциях: фашисты несколько раз высаживали на острова десанты, юнги прочёсывали местность, обезвреживая врага. Десять часов в сутки продолжались занятия: четыре часа до обеда, ещё четыре – во второй половине дня и два часа вечерней самоподготовки. Школа готовила специалистов морского флота: боцманов, рулевых, радистов, артиллерийских и торпедных электриков, сигнальщиков, комендоров, акустиков, мотористов. Сначала школьная программа была рассчитана на 11 месяцев. За это время воспитанники должны были пройти общевойсковую и политическую подготовку, изучить военно-морское дело, общеобразовательные предметы в программе средней школы, а самое главное – свою конкретную специальность.

Владимир Иванов осваивал профессию артиллерийского электрика, он отвечал за безотказную работу приборов управления стрельбой корабельных орудий. Служба артиллерийского электрика проходит в центральном посту корабля, куда поступают исходные данные и где вырабатываются команды на открытие огня. Сами комендоры цель не видят, они стреляют, ориентируясь по углам горизонтального и вертикального наведения, по другим командам, полученным из центрального поста.

Соловецкая школа юнг готовила не просто специалистов для флота, была настоящей школой воспитания. Здесь подростки познавали силу дружбы, взаимовыручки, честности, любви к Родине. Нелёгкая островная жизнь, военная дисциплина и напряжённая повседневная работа быстро превращали вчерашних мальчишек в стойких защитников Отечества. В 1942-1943 годах школа юнг подготовила около 1400 специалистов, которые осенью 1943 года влились в ряды военных моряков. Всего же за годы войны школа выпустила более четырёх тысяч специалистов высокой квалификации. Как свидетельствуют документы того времени, выпускники школы юнг достойно несли службу на кораблях всех флотов и флотилий Советского Союза, проявляли мужество и героизм в боях с врагом.

После окончания школы юнг В.А.Иванов получил назначение на гвардейский крейсер «Красный Крым» Черноморского флота.

– Производили высадку десантов, вели обстрел фашистской береговой обороны. Морские бои вести было не с кем: у немцев кораблей на Чёрном море не было. Там дислоцировались четыре румынских эсминца, но они старались не ступать с нами в бой. Всё время уклонялись от встречи… Да это и понятно: слишком неравные силы – на эсминце четыре 130-миллиметровых орудия, а на нашем крейсере 12 орудий калибра 180 мм, – вспоминает В.А.Иванов. – Был ещё у нас линкор «Севастополь», так он вооружён орудиями калибра 305 мм. Человек может в стволе поместиться! Однако нас здорово донимала фашистская авиация. Редкий день обходился без налётов гитлеровских стервятников, иногда в них одновременно участвовали до 100 и более самолётов. Мы успешно отражали эти налёты, не потеряли ни одного корабля.

 

И всё-таки было обидно: служить на боевом крейсере и при этом вносить недостаточно весомый, по мнению Иванова и его друзей, вклад в изгнание врага с родной земли. Однажды на большом сборе командующему Черноморским флотом адмиралу Ф.С.Октябрьскому задали вопрос: почему крупные корабли не участвуют в штурме Крыма? «Война идёт к концу, и мы должны сохранить основные силы флота. Это уже вопрос послевоенной дипломатии», – ответил адмирал. Эти слова командующего флотом Иванов и его товарищи вспомнили во время Ялтинской конференции глав трёх великих держав: входившую в Севастопольскую бухту эскадру союзников встречали линкор «Севастополь», четыре крейсера, в том числе «Красный Крым», на котором служил В.А.Иванов, эскадренный гвардейский миноносец «Сообразительный», эсминцы и другие корабли – это была внушительная демонстрация нашей силы.

На всю жизнь запомнился Владимиру Александровичу первый мирный день. Вот как описал его в своих воспоминаниях другой юнга из числа Ярославцев, тоже служивший на Черноморском флоте, Василий Александрович Буфетов: «…В ночь с 8 на 9 мая 1945 года группа кораблей Черноморского флота – крейсера «Красный Крым», «Ворошилов» с сильным боевым охранением – вышла в море для выполнения задания, а какого – никто не знал. Пакет с приказом вскрывали, когда корабль ложился на боевой курс. Проскальзывала скупая информация, что корабли должны войти в турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Чем бы всё это кончилось – трудно сказать. Но вот около трёх часов ночи раздаётся сигнал боевой тревоги, гремят колокола громкого боя – и по этому сигналу вся команда летит пулей на свои боевые посты. Но что такое? Яркое освещение на корабле, музыка в репродукторах. По радио объявляют: «Германия капитулировала. Победа! Корабль возвращается на свою базу». Отбой боевой тревоги. Крики «ура», объятия. Так наступил долгожданный мир…»

После окончания войны крейсер «Красный Крым» реорганизовали в учебный корабль. Из старой команды на нём оставили лишь треть личного состава, остальных заменили курсанты из учебного отряда, только начавшие осваивать морские профессии. Моряков, которые прошли войну, перевели на другие суда. В.А.Иванов получил назначение на линкор «Севастополь». Служил на нём ещё более пяти лет. Демобилизовался в 1950 году в звании старшины I статьи с должности командира центрального артиллерийского поста. Вернулся в Красные Ткачи с боевыми наградами на груди – орденом Отечественной войны II cтепени, медалями Ушакова и Нахимова, «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Позже как участник Отечественной войны был награждён юбилейными медалями.

Флотская специальность пригодилась Владимиру Александровичу и в мирное время – он стал трудиться электриком на фабрике «Красные ткачи». Был активным общественником – избирался членом фабричного комитета профсоюза, возглавлял торговую комиссию фабкома. Вёл да и сейчас продолжает вести работу по патриотическому воспитанию молодёжи.

Читать полностью

Дата создания: 12.05.2011 11:42:26

Кем создан (имя): (EK_adm) Елена Кондратенко

Больше информации по ссылкам ниже:

http://www.sevkray.ru/news/5/56057/

http://old.yarreg.ru/2011/05/157455/

http://zolotosen.narod.ru/pobeda/2005_pressa_vov/ivanov-vladimir.htm