Из опыта работы Талицина С. Г.:
Системообразующий спортивно-оздоровительныйобразовательный проект "ЭКСТРИМ-школа"
Организация туристической работы с учащимися в Красноткацкой школе
Сущностные характеристики методической системы учителя физической культуры и особенности ее становления
Автор: Талицин С.Г. Дата публикации: 28.04.2014 tkachi-yar.edu.yar.ru http://yamr.edu.yar.ru/konkursi/pnpo.htmlКаждое образовательное учреждение имеет право выбора любой системы преподавания, учебного предмета «Физическая культура» в рамках любой учебной программы допущенной Министерством образования и науки РФ. Выбор образовательной программы и системы преподавания связан с возможностями образовательного учреждения (с точки зрения обеспечения инвентарём, спортивными площадками, современной видеоаппаратурой и компьютерами), кадровым обеспечением, традициями и склонностями, отношением педагогического коллектива к ФК и даже уровнем профессионализма преподавателей физической культуры.
Целью методической разработки является внедрение новых методов работы по совершенствованию технической подготовленности учащихся при освоении программного материала по физической культуре для разделов "легкая атлетика", "гимнастика", "баскетбол", "волейбол", и др.
На основании субъективного наблюдения за техникой выполнения двигательных действий, которые рекомендованы для освоения в школьной программе, оказывается, что большое число учащихся, в том числе выпускники последних 20 лет, всё хуже владеют техникой игровых приёмов, легкоатлетических, гимнастических и других упражнений. (учебное пособие «Физическая культура. Тестовый контроль. 10-11классы /В.И Лях. – М.: Просвещение, 2012.»). Упоминание о выявленной проблеме а также основываясь на личном опыте появилась мотивация на поиск новых методов и проведения серьёзной работы в данном направлении образовательного процесса.
Предлагаемая методическая разработка может быть использована преподавателями по физической культуре, при планировании и проведении уроков по физической культуре в общеобразовательных школах, в рамках реализации проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.
Если рассмотреть элементы системы проектирования программного материала по физической культуре и системы учебной работы по предмету, то подготовка учащихся проводится по таким направлениям:
- теоретическая подготовка;
- техническая подготовка;
- физическая подготовка.
В основе теоретической подготовки лежат три блока, призванные формировать знания в культурно-историческом, медико-биологическом и социально-психологическом областях физической культуры.
В образовательной программе приводится перечень тем теоретической подготовки. При проектировании этих тем следует учесть:
- возрастные особенности учащихся;
- место в учебном году, учебной четверти;
- взаимосвязь планируемой темы с другими видами подготовки.
Техническая подготовка учащихся связана с формированием рациональных способов двигательной деятельности. Спецификой проектирования данного направления заключается в необходимости соотнести особенности элементов системы учебной работы, а именно:
- объем, разносторонность и эффективность техники;
- общеприкладная и специализированная направленность разделов
образовательной программы;
- особенности этапов обучения технике двигательных действий
Проектирование технической подготовки в физическом воспитании связано с формированием и доведением до определенной степени совершенства необходимых способов двигательных действий. Проект технической подготовки должен отразить методически обоснованную этапность решения образовательной задачи при обучении двигательным действиям.
Физическая подготовка школьников
Учитывая актуальность оздоровительной направленности физической культуры в школе и важность физической подготовки как направления физического воспитания учащихся, имеет смысл уточнить основные элементы технологии её проектирования.
Для разработки такой системы заданий рекомендуется использовать технологию, основанную на целевом проектировании физической подготовки школьников. Данный подход акцентировано называется целевым с учетом следующих положений. Во-первых: определение целевой направленности тренировочных воздействий осуществляется в соответствии с конкретными требованиями программного материала по физической культуре (для разделов "легкая атлетика", "гимнастика", "баскетбол", и др.). Во-вторых: выбор средств для заданий по физической подготовке должен соотносится с целевой направленностью тренировочных воздействий.
В-третьих: определение меры воздействия средств (тренировочной нагрузки) должно соотносится с целевой нагрузкой (итоговой, которая планируется на контрольном (зачетном) уроке).
При рассмотрении примерного соотношения объёмов учебного материала на различные направления подготовки учащихся по физической культуре, мы увидим, что основное место будут занимать два направления: это техническая подготовка и физическая.
В методической разработке и системе работы основное внимание уделено именно направлению технической подготовки учащихся. Основным мотивом работы в данном направлении является базовое понятие, что правильное техническое выполнение двигательных действий, которые рекомендованы для освоения в школьной программе предопределяет не только успешное освоение программного материала по предмету ФК, но и успешное применение своих способностей в спортивной и обычной повседневной жизни. Правильность выбора системы работы по освоению программного материала предмета «Физическая культура» подтверждена результатами успешного выступления школьников на соревнованиях муниципального, регионального и всероссийского уровня.
В настоящее время система учебной работы по предмету направлена на более широкое использование ИКТ на уроках физической культуры, как инструмента в формировании технической подготовленности учащихся по базовым видам школьной программы. Использование современных информационных технологий и аппаратуры, не должно сводиться только к теоретической подготовке учащихся по предмету Физическая культура, а должно внедряться непосредственно в учебный процесс по овладению и совершенствованию учащимися двигательных умений и навыков.
И одно из предлагаемых мною решений сводится к более широкому применению ИКТ на уроках физической культуры, для решения одной из основных задач предмета Физическая культура:
- Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта.
Главное, что решение задачи с применение ИКТ, будет отвечать всем требованиям реализации проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» нести образовательную направленность, привлекать и активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности.
В дальнейшем применение ИКТ на уроках физической культуры позволит школьникам демонстрировать и характеризовать уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.
Основной формой организации образовательного процесса в рамках реализации методической системы педагога будут уроки физической культуры с образовательно-познавательной и образовательно-обучающей направленностью.
Важной стороной проверки освоения учебного материала по всем направлениям подготовки учащихся, является контроль. В методической разработке основное внимание будет уделено контролю технической подготовленности.
Контроль за технической подготовленностью – это не что иное, как определение качественно-количественных характеристик владения двигательными умениями и навыками, которым учитель физической культуры обязан научить учащихся в соответствии с требованиями школьной программы. Другими словами, педагог должен уметь, во-первых, оценить, что умеет делать ученик и как он выполняет освоенные двигательные действия (М.А. Годик, 1988).
Для решения этих задач можно использовать два метода контроля: визуальный (наиболее принятый и распространённый в учительской практике) и инструментальный (чаще пока используемых в научных исследованиях).
Визуальный контроль можно вести как в ходе непосредственного наблюдения за качеством и уровнем освоения техники, так и с помощью видеотехники.
На практике контроль за технической подготовленностью, учитель физической культуры осуществляет на основе визуального наблюдения, прежде всего показателям эффективности и освоенности техники. Делает это он субъективно, опираясь на анализ качественных признаков выполнения двигательного действия.
При контроле за технической подготовленностью различают несколько критериев оценки: объём техники, разносторонность техники, эффективность техники и освоенность техники.
Объём техники определяется по общему числу действий, которые выполняет учащийся. Например, показателями объёма может быть число элементов, которые выполняет ученик на гимнастических снарядах; число технических приёмов, которые выполняет юный баскетболист (футболист, волейболист) в игре.
Разносторонность технической подготовленности характеризуется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет ученик. Показателем разносторонности является соотношение частоты использования разных игровых приёмов.
Эффективность техники чаще всего определяется по результату, который школьник достигает в рамках определённого движения. Например, если юноша с помощью какого-либо приёма успешно решил поставленную задачу, то этот технический приём считается эффективным. Эффективность определяется также по сопоставлению техники движения ученика с техникой аналогичного движения, но выполненного либо спортсменом высокой квалификации, либо с эталонной техникой данного движения.
Освоенность техники определяется по показателям стабильности и устойчивости техники. Устойчивость имеет место тогда, когда юноша показывает примерно одинаковые результат на соревнованиях (при изменении внешних условий, в условиях утомления, в единоборстве с сильным соперником) и в обычных условиях. Выявление причин недостаточной освоенности техники позволит учителю определить пути и средства по её улучшению.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее – частное – конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Методическая разработка «Использование ИКТ на уроках физической культуры, как инструмента в формировании технической подготовленности учащихся по базовым видам школьной программы», является дополнением реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения».
Использование ИКТ на уроках физической культуры позволит учителю более объективно оценить техническую подготовленность учащихся, проследить динамику изменений в данном направлении работы и самое главное дать возможность ученикам непосредственно участвовать в образовательном процессе.
Уроки физической культуры – это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В методической системе учителя используются различные типы уроков: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
В данной методической системе учителя наблюдаются четыре этапа образовательного процесса.
На первом этапе изучения нового материала проводится урок с образовательно-познавательной направленностью дающий учащимся необходимые знания. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки), методические разработки учителя (презентации) и различные видеоматериалы.
На втором этапе проводится углублённое освоение изученного материала. Отличительной особенностью планирования этих уроков это то, что планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углублённое разучивание и закрепление, совершенствование.
На третьем этапе проводятся преимущественно целевые уроки, которые планируются на основе принципов спортивной тренировки.
На четвёртом этапе проводится учёт овладения техникой движения учащимися.
Одно из самых главных преимуществ данной методической системы учителя это то, что учащиеся непосредственно участвуют в учебном процессе. Ученик, которому трудно оценить правильность исполнения изучаемого технического действия, благодаря использованию ИКТ может увидеть себя со стороны, при этом сравнить свою технику исполнения с техникой исполнения, того же упражнения, спортсменом высокой квалификации. В процессе учебной деятельности учащиеся смогут показать свои универсальные способности, умение учится. Умение учится, должно отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценить правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; аргументировать и отстаивать своё мнение.
Приобретённый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять, учащимися при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Заявленная методическая система учителя строится и действует как открытая система, т.е. способная развитию, изменениям под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их. Работа, проводимая с использованием данной методической системы, приносит ощутимые результаты в освоении учащимися программного материала по предмету «Физическая культура».
Самое главное, что приобретённые знания и умения учащиеся применяют в повседневной жизни, о чём свидетельствует участие большого количества учеников школы в соревнования различного уровня по многим видам спорта, где они показывают высокие результаты, не занимаясь в специализированных спортивных учреждениях. Имея активную жизненную позицию, воспитанники принимают участие и проводят спортивно-массовые мероприятия не только в учебном учреждении, но и на территории сельского поселения по месту жительства.
Из опыта работы Талицина С. Г.:
Системообразующий спортивно-оздоровительныйобразовательный проект "ЭКСТРИМ-школа"
Организация туристической работы с учащимися в Красноткацкой школе